Илясова Юлия Дмитриевна. Детский сад № 5 город Сафоново
кружокРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ!» Оглавление 1. Пояснительная записка и актуальность……………………………...………… 2. Цели и задачи программы…………………………………………………….…. 3. Формы и методы………...……………………………………………………… 4. Организация занятий кружка…………………………………………………… 5. Материал…………………………………………………………………………. 6. Работа с родителями …………………………………………………………..... 7. Перспективный план работы кружка …………………………………………. 8. Литература………………………………………………………………………….. Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети группы младшего возраста (3-4года) .
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Москва «Мозаика-Синтез» 2014 год. 1-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.). Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис. Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества. Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.
АКТУАЛЬНОСТЬ моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Возрастные особенности В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным. 2. ЦЕЛЬ Создание условий для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования. ЗАДАЧИ
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ: Дети научатся самостоятельно применять различные виды нетрадиционных техник рисования для получения выразительного образа, свободно воплощать свои замыслы. У дошкольников возрастет интерес к художественной деятельности, появится желание к самовыражению. Что, несомненно, будет способствовать развитию творческих способностей детей. Повышение интереса родителей к жизни и деятельности детей в детском саду.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях дети могут разучивать стихи, разгадывать загадки, рисовать.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ · Эмоциональное начало · Обследование образца · Показ выполнения работы · Двигательные упражнения (физминутка) · Самостоятельная работа детей · Анализ результата работы 3-ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ -беседы; -занятия; -групповая и индивидуальная работа; -коллективно-творческая работа -работа с родителями, мастер-классы; -игры, развлечения; -оформление выставок; -наглядный; -практический, -объяснительно-иллюстративный, -публикация информации на сайте ДОУ, группы. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: - Социально-коммуникативное-развитие -Познавательное-развитие -Речевое-развитие -Художественно-эстетическое-развитие -Физическое развитие ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: · Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным. · Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. · Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. · Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. · Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности). 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ Занятия проводятся в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Общее количество занятий в год -36. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет составляет 15 минут. Количество детей 8 человек: ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: - проведение выставок детских работ; - проведение открытого мероприятия; - проектная деятельность. 5. МАТЕРИАЛ - акварельные краски, гуашь; – ватные палочки; –цветная бумага; – стаканы для воды; – подставки под кисти; – кисти с жесткой щетиной; - пластилин - салфетки - картон - восковые мелки; - альбомные листы - клей 6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
7. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
К концу года ребенок умеет: Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами; знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их; передает различие предметов по величине; ритмично наносит штрихи, пятна; рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья); рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор); создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок); знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, пластилином; украшает изделие, используя фломастеры, карандаши. 8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
19 мая 2017 в 22:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.