Илясова Юлия Дмитриевна. Детский сад № 5 город Сафоново

кружок

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:

«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ!»

Оглавление

 1. Пояснительная записка и актуальность……………………………...…………

2. Цели и задачи программы…………………………………………………….….

3. Формы и методы………...………………………………………………………

4. Организация занятий кружка……………………………………………………

5. Материал………………………………………………………………………….

6. Работа с родителями ………………………………………………………….....

7. Перспективный план работы кружка ………………………………………….

8.  Литература…………………………………………………………………………..

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети группы младшего возраста (3-4года) .
 Срок реализации:  программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 занятие непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного занятия в группе раннего развития 15мин., согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Москва «Мозаика-Синтез» 2014 год.

1-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


…Это правда, это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, дети любят,
Очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!...
Э. Успенский.


Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

         В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.  В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.    

            Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей   видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества,  возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Возрастные особенности

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным.

2. ЦЕЛЬ

Создание условий для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.

ЗАДАЧИ
- образовательные:
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, красками, бумагой и т. д.) 
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
-развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети научатся  самостоятельно применять различные виды  нетрадиционных техник  рисования для  получения выразительного образа, свободно воплощать свои замыслы.  У дошкольников возрастет интерес к художественной деятельности, появится желание к самовыражению. Что, несомненно, будет способствовать развитию творческих способностей детей.

Повышение интереса родителей к жизни и деятельности детей в детском саду.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях дети могут разучивать стихи, разгадывать загадки, рисовать.

 

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

· Эмоциональное начало

 · Обследование образца

· Показ выполнения работы

 · Двигательные упражнения (физминутка)

 · Самостоятельная работа детей

· Анализ результата работы

3-ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 -беседы;

-занятия;

  -групповая и индивидуальная работа;

  -коллективно-творческая работа

  -работа с родителями, мастер-классы;

  -игры, развлечения;

  -оформление выставок;

-наглядный;

  -практический,

  -объяснительно-иллюстративный,

  -публикация информации на сайте ДОУ, группы.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное-развитие

-Познавательное-развитие

-Речевое-развитие

 -Художественно-эстетическое-развитие

-Физическое развитие

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

·    Принцип от простого к  сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к  более сложным.

· Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память,  поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

· Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

· Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

· Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ 

Занятия проводятся в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Общее количество занятий в год -36. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет составляет 15 минут.

Количество детей 8 человек:

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

- проведение выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проектная деятельность.

5. МАТЕРИАЛ

-  акварельные краски, гуашь;

– ватные палочки;

–цветная бумага;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти с жесткой щетиной;

- пластилин

- салфетки

- картон

- восковые мелки;

- альбомные листы

- клей

6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

№ п/п

Мероприятия

Форма проведения

Время проведения

1

Презентация кружка «Волшебные пальчики»

Родительское собрание

Сентябрь

2

«Как организовать занятия рисованием дома»

Консультация

Октябрь.

3

«Любимой мамочке»

Выставка детских работ

Ноябрь

4

«Чем занять непоседу?»

Папка – передвижка

декабрь

5

Весенняя капель

Выставка детских работ

Март

6

Волшебные превращения

Совместное занятие с родителями и детьми

Апрель

7

Чему мы научились

Выставка детских работ

Май

7. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

СЕНТЯБРЬ

Занятие

Цель

1

«Розовый букет»

Рисование тычками

Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

2

«Кап-кап дождик»

Рваная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

3

«Божья коровка»

 Аппликация с использованием пластилина

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

4

«Помидорки на грядке» Рисование

Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

 

ОКТЯБРЬ

Занятие

Цель

1

«Урожай яблок»

 Аппликация с использованием пластилина

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

2

«Дорожка для ежика»

Лепка

Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.

3

«Осенние листочки» Аппликация с использованием салфеток

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

4

«Овощи»

Лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.

 

 

 

НОЯБРЬ

Занятие

Цель

«Волшебные листочки»

Рисование

Учить детей закрашивать вырезанные формы.

«Далматинец»

Аппликация с использованием пластилина

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

«Оладушки для мишки»

Лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку.

«Первый снег»

Рисование тычками

Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

 

ДЕКАБРЬ

Занятие

Цель

«В гости к елочке»

Аппликация с использованием пластилина

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

«Дед Мороз»

Аппликация с использованием салфеток

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

«Зажигаем огоньки» Рисование

Учить наносить яркие мазки на темный фон

«Новогодний подарок»

Лепка

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

ЯНВАРЬ

 

Занятие

Цель

«Снеговик»

Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

«Новогодний подарок»

Лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.

«Рождественские колокольчики»

Аппликация с использованием

пластилина

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

«Падают снежинки»

Познакомить малышей с новым видом аппликации-обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить клей на них и наклеивать на картон в разные места, имитируя падающие снежинки)

ФЕВРАЛЬ

Занятие

Цель

«Валентинки»

Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

«Открытка к 23 февраля» Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

«Погремушки»

Лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики», соединять их между собой.

«Веселый цирк»

 Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.

МАРТ

Занятие

Цель

«Открытка для любимой мамочки»

Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

«Мимоза»

 Рисование тычками

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

«Весенняя капель»

Рваная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

«Куклы неваляшки»

Лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями.

АПРЕЛЬ

Занятие

Цель

«Подснежники»

 Рисование тычками

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

«Распустились первые листочки»

Аппликация с использованием пластилина

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

«Веселый клоун»

 Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.

«Узор на полоске»

Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию.

 

 

 

 

 

 

 

МАЙ

Занятие

Цель

«Мать-и-мачеха»

Рисование тычками

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка

«Мать-и-мачеха»

Лепка

Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски». И составлять из них цветок.

«Домик»

Лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик.

«Шарики воздушные - ветерку послушные» Рисование

Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

К концу года ребенок умеет:

Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;

передает различие предметов по величине;

ритмично наносит штрихи, пятна;

рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);

рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);

создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);

знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, пластилином;

украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.
2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2010г.
3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.
6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.» 1992г.
7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.
8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г.
9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г.

19 мая 2017 в 22:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.